Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет английского языка предназначен для занятий по английскому языку и работы кружка «Винни Пух и его друзья», а также для проведения платных дополнительных образовательных услуг.
Кабинет укомплектован библиотечным фондом, печатными пособиями, новейшими информационно-коммуникативными средствами обучения, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения (обучающий компьютер для детей, магнитофон, ноутбук), специализированной мебелью (стеллажи, пуфики). В наличии имеются комплекты компьютерного программного обеспечения, дидактических материалов, типовых заданий, раздаточных материалов.
Кабинет учителя-логопеда
Логопедический кабинет отвечает санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности. Он делится на три рабочие зоны, имеющие различную функциональную нагрузку.
Первая зона – коррекции произношения. Пространственно-организующим элементом зоны — служит настенное зеркало (50х100см), перед которыми проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации. Высота расположения зеркала над полом, столы и стулья соответствуют росту детей.
Вторая зона – образовательная зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми. Здесь имеются: соответствующая росту детей мебель, настенная магнитная доска, индивидуальные зеркала. Для подгрупповых занятий подготовительной к школе группы имеются разрезная азбука (настенная), кассы букв и слогов (индивидуальные). Для развития мелкой моторики детей имеются картотека для выкладывания фигурок из счетных палочек и природного материала, мозаики различной величины, пазлы, кубик с прорезями для различных геометрических фигур.
Третья зона — рабочее место учителя-логопеда (входит письменный стол и стул для взрослых, шкафы для книг, пособий, игр и игрушек).
Коррекционно-развивающая среда организована так, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.
Также имеется большой научно-методический кабинет – здесь, помимо материалов, имеющихся в любом методическом кабинете, представлено большое количество методической, научной и художественной литературы.
Кабинет изобразительной деятельности
Кабинет изобразительной деятельности. Основная цель кабинета – помощь педагогу в формировании у дошкольников творческих способностей, в продуктивном развитии личности ребенка, раскрытии его потенциала и индивидуальности. Методический кабинет многофункционален, это своеобразный мини-музей, в котором представлены удивительные творения русского народного творчества, промыслов: гжельская керамика, хохломская посуда, жостовские подносы, городецкие доски. Богато представлена русская народная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, семеновская. Большой ценностью кабинета следует считать коллекцию предметов русского быта. Также в нем располагается ларец по программе декоративно-прикладного искусства «Достояние России», в котором находятся авторские предметы русского народного творчества. Методический кабинет по изобразительной деятельности – методический центр, мастерская педагога по созданию новых методических разработок и методических пособийКабинет декоративно-прикладного искусства
Кабинет по изобразительной деятельности предназначен для проведения подгрупповых занятий с детьми по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества в соответствии с программой дополнительного образования «На все руки» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Кабинет оснащен регулируемыми детскими столами и стульями, магнитно-меловой настенной доской, шкафами. Для педагога имеется стол и стул. В необходимом количестве для изобразительной деятельности детей имеются материалы для рисования, лепки и аппликации, а также природные и бросовые материалы. Кабинет оборудован раковиной, имеется горячая и холодная вода.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В ДОУ имеются 13 групповых комнат, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя - логопеда, кабинет английского языка, кабинет изобразительной деятельности, студия декоративно-прикладного искусства для проведения практических занятий с детьми.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
В ДОУ во всех 13 группах имеются библиотеки с детскими художественными книгами по возрасту детей, в методическом кабинете имеется библиотека с методической литературой и периодическими изданиями по дошкольному образованию. Доступ свободный.
Наличие оборудованных объектов спорта
В ДОУ имеется физкультурный зал, спортивная площадка на территории детского сада.
Центры спорта и физкультуры в группах оборудованы всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.Физкультурный зал детского сада оснащен необходимым оборудованием для проведения занятий по физической культуре, проведения кружка «Школа мяча» по обучению детей игре в баскетбол, а также развлечений с участием родителей. В спортивном зале имеется пианино для музыкального сопровождения физкультурно-оздоровительной деятельности. Спортивное оборудование соответствует установленным нормативным актам санитарно-гигиенических требований, имеет привлекательный внешний вид.
Спортивный инвентарь включает как традиционное, так и нетрадиционное оборудование, среди которого:
Тренажеры:
- батут размером 1м – для развития равновесия и силы ног;
- «Бегущая по волнам» - для развития координации рук и ног;
- «Наездник» - для развития силы рук и туловища;
- беговая дорожка – для развития силы ног;
- велотренажер;
- диск «Здоровье» - для развития равновесия и косых мышц тела.
Традиционное оборудование: шведская стенка, скамейки, дуги для подлезания, канаты, обручи диаметр 70см, обручи диаметр 60 см, обручи диаметр 80см, мешочки весом 400гр, мешочки весом 200гр, скакалки, переносные стойки для прыжков, конусы для разметки поля для игр, навешиваемые баскетбольные щиты, тоннели мягкие, щит-мишень, пластмассовые кольца, кубики, мячи, мат, ленты, дорожка массажная «Здоровье», ребристая дорожка, ребристая доска, наклонная доска, волейбольная сетка, балансиры, ракетки для тенниса, палки гимнастические, шнуры, корзины, кегли, мячи с шипами, мяч хоп, контейнеры для хранения инвентаря.
Нетрадиционное оборудование: валики, мягкие палочки, обруч плоский, кольцебросы, дорожки от плоскостопия, мягкие мячики.
При эксплуатации оборудования спортивного зала соблюдаются правила технической безопасности. Для дезинфекции применяется рециркулятор.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной информацией о средствах обучения и воспитания, используемых в образовательной деятельности учреждения Вы можете познакомиться, посмотрев документ.
Средства обучения и воспитания
Образовательные области |
Материально-техническое и |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическое развитие |
Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, корригирующая дорожка, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты. Спортивные тренажеры – 6 штук. Волейбольная сетка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социально-коммуникативное развитие |
Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательное развитие |
Макеты «Государственных символов России». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие |
Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок школе» и др. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Художественно -эстетическое развитие |
Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технические средства обучения |
Носители информации «Взаимодействия с родителями». |
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно–образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 6 компьютеров, 3 ноутбука, которые имеют выход в Интернет, 1 мультимедийная установка, интерактивная доска.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада. Также ведется активная работа на платформе Госпаблики.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей. Самостоятельного доступа к электронным образовательным ресурсам у воспитанников нет.